Правила движение при буксировке транспортных средств регламентируются соответствующими пунктами Правил дорожного движения, о которых надо помнить, садясь за руль автомобиля.

Ниже мы приводим практические советы, позволяющие водителям избежать некоторых ошибок при буксировке. Заметим, что речь будет идти о легковых автомобилях, буксируемых на гибкой сцепке (с помощью троса) и у которых исправны (!) рулевое управление и тормозная система.

Для буксировки транспортных средств используются тросы различных видов: металлические и синтетические, с карабинами и без них и т.д. (обзор по тросам см. в журнале “За рулем”).

Достаточно удобен в пользовании капроновый трос с подходящими карабинами. Он прочен, легко закрепляется, амортизирует рывки при движении, хорошо чистится.

Обратите внимание на длину используемого троса: его минимальная допустимая длина - 4 метра - определяется безопасной дистанцией при движении автомобиля. При длине троса более 6 метров возникают сложности при прохождении поворотов с малым радиусом.

Даже в светлое время суток на буксирующем автомобиле должен быть включен ближний свет фар или противотуманные фары.

На буксируемом автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.

В случае отсутствия или неисправности аварийной сигнализации на задней части автомобиля должен быть закреплен знак аварийной остановки.

Необходимо также не забывать о разрешенной скорости при буксировке - не более 50 км/ч.

В большинстве своем для закрепления троса и буксировки спереди и сзади автомобиля имеются специальные конструктивные элементы (проушины, форкопы и проч.), которые могут располагаться с краю или по оси автомобиля. При отсутствии таких элементов на буксирующем автомобиле (как, например, у автомобиля “Волга”), трос можно зацепить за рессору.

Не пытайтесь зацепить трос за бампер автомобиля, он не выдержит нагрузки и оторвется, а Вам прдется приобретать новый.

Если на тросе нет карабинов, предусмотрите возможность для того, чтобы Вам впоследствии было легко развязать затянувшиеся на проушинах узлы.

По-возможности, буксируемый и буксирующий автомобили соединяйте тросом по диагонали: это смягчает рывок при трогании и упрощает маневрирование в ограниченном пространстве (дворы, гаражи).

Перед началом движения необходимо снять буксируемый автомобиль со стояночного (ручного) тормоза и включить нейтральную передачу.

Чтобы не допустить блокировки рулевого колеса, ключ зажигания обязательно должен находиться в замке и провернут до положения II

Необходимо также помнить, что при неработающем двигателе вакуумный усилитель тормозов не работает, поэтому их эффективность существенно снижается и для торможения автомобиля потребуется значительно сильнее нажимать на педаль тормоза.

При остановках во время движения на буксире не допускайте попадания троса под колеса автомобиля.

Водители буксирующего и буксируемого автомобилей должны заранее договорится о маршруте следования и условных сигналах, подаваемых друг другу (световых, звуковых, знаков руками т.д.).

При трогании с места водитель буксирующего автомобиля должен плавно натянуть трос и медленно разогнаться.

Переключение передач необходимо производить быстро, чтобы не терять скорость, и, тем самым, ослабить рывки.

При движении старайтесь двигаться равномерно, по-возможности, реже тормозить, останавливаться и перестраиваться.

При необходимости торможения помигайте сначала своими стоп-сигналами, чтобы водитель буксируемого автомобиля начал тормозить первым и не ослаблял трос.

При поворотах буксирующий автомобиль должен производить поворот по большему радиусу, чем в случае, кода он делал бы его без буксира.

Водитель буксирующего автомобиля должен регулярно контролировать в зеркало заднего вида движение буксируемого автомобиля и следить за сигналами, подаваемыми его водителем.

Необходимо также помнить, что у водителя буксируемого автомобиля недостаточно хороший обзор дороги и ограниченные возможности для маневрирования.

Водитель буксируемого автомобиля должен внимательно следить за натяжением троса и стараться не допускать ослабления его натяжения.

В заключение еще несколько советов.

Помните, что буксировать автомобиль на гибкой сцепке в гололед запрещается.

В критической ситуации при отсутствии троса можно воспользоваться ремнями безопасности: они есть практически в любом легковом автомобиле.

Избегайте или, в крайнем случае, будьте крайне осторожны при буксировке легкового автомобиля грузовым. Кроме того: из-за большой разницы в массах автомобилей некоторые из приведенных рекомендаций потеряют смысл.

При необходимости вытащить из грунта (грязи, снега) засевший в нем автомобиль, старайтесь расположить буксирующий автомобиль возможно дальше от засевшего, в противном случае Вы рискуете также засесть рядом. При начале движения засевший автомобиль должен своим двигателем на малой скорости помогать буксирующему, а пассажиры должны быть готовы к тому, чтобы и самим приложить силы, чтобы вытолкать автомобиль.

В случае необходимости завести “с буксира” двигатель автомобиля с “севшим” аккумулятором, включите на этом автомобиле третью передачу, зажигание и выжмите педаль сцепления. После набора небольшой скорости плавно, чтобы не было рывка, отпустите педаль сцепления: исправный двигатель должен завестись.

Производить буксировку автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач указанным выше способом запрещено! Транспортировать их возможно только с помощью эвакуатора.