Несмотря на обширный автомобильный рынок и появ­ление тысяч дополнительных мелких мастерских, у любого автолюбителя (особенно начинающего) всегда есть воз­можность застрять где-нибудь за городом при незначи­тельной неисправности. В отличие от высокоразвитых стран у нас нет хорошо отлаженной автомобильной ава­рийной помощи. Кто-то, читая эти строки, может упрекнуть автора в некомпетентности и вспомнить Санкт-Петербург­скую аварийную службу СПАС-001. К сожалению, рас­ценки на услуги в этом агентстве неприемлемы для боль­шинства автолюбителей. Судите сами: например, карточка «лимитед» в апреле 1996 г. стоила 348 американских долларов. Имея ее, можно было вызвать механика 6 раз в году. Если вы воспользовались ею, скажем, только 4 раза, остальные пропадают.  Что же предлагает СПАС-001 за эти деньги? Мелкий ремонт на месте или буксировку вашего автомобиля к дому или на СТО. Так не проще ли и дешевле договориться с кем-либо из проезжающих мимо? Однако, несмотря на высокие цены, услугами служ­бы все же пользуется достаточно большое количество людей.

  Утешает, что служба эта развивается, о ее важности начинают думать в высоких государственных органах. Воз­можно, со временем услуги СПАСа-001 станут доступными для всех.

  Что же необходимо иметь в автомобиле при частых поездках?

  Для начала укажем, что предписывают иметь Правила дорожного движения: знак аварийной остановки, огнету­шитель, аптечку. Наличие этих предметов далеко не при­хоть ГАИ, а забота о вашей собственной безопасности. Пожары в машинах от короткого замыкания, разрыва бензопровода не редкость, поэтому иметь исправный ог­нетушитель необходимо.

  В аптечке должны быть: валидол, 1%-й раствор амми­ака, 5%-й спиртовой раствор йода, бинт марлевый несте­рильный, вата, жгут кровоостанавливающий, лейкопла­стырь бактерицидный, таблетки анальгина (цитрамона), бинт эластичный, 3%-й раствор перекиси водорода. Реко­мендуем положить побольше лейкопластыря, так как по­ранить руку при самом простом ремонте — дело обычное.

  Полезно иметь в машине специальные провода для пуска при помощи чужого аккумулятора (прикуривания), трос буксировочный (лучше растягивающийся), комплект запасных щеток стеклоочистителя, переносную лампу со штекером под «прикуриватель» или фонарик.

  Теперь об инструменте. В первую очередь нужен дом­крат, клин для подкладывания под колесо (на случай замены колеса на уклоне), баллонный ключ, насос, запас­ная камера. В дальней дороге может не повезти: проко­лотыми окажутся и основное колесо, и запаска. Тогда быстрей и проще заменить камеру, а не заниматься за­клеиванием прокола.

  Минимальный набор инструмента может включать: свечной ключ, разводной гаечный ключ, универсальные плоскогубцы, молоток, обычную и крестообразную отвер­тки. Хорошо, если в машине сохранился фирменный набор, так как в него входят оригинальные инструменты, которые могут понадобиться при ремонте в связи с конструктив­ными особенностями автомобиля.

  Нелишне напомнить, что если у вас американская машина, размеры крепежа в ней не соответствуют евро­пейским, а измеряются в дюймах.

  По мере эксплуатации автомобиля можно дополнять этот набор теми инструментами, которые наиболее удобны для вашей машины. На станциях техобслуживания почти для всех более или менее серьезных работ используется ин­струмент, специально для них предназначенный. Если вы решили сами починить что-то серьезное в машине, то зара­нее побеспокойтесь об инструменте, упрощающем работу.

  Выход из строя пусть небольшой, но необходимой де­тали может стать неприятным приключением, особенно при поездке за город. Необходимо иметь с собой те зап­части, которые чаще всего меняются. Однако если машина имеет небольшой пробег, то нет нужды возить с собой запчасти для подвески, а достаточно ограничиться запча­стями для системы зажигания.

  Опыт показывает, что почти для всех марок машин можно дать схожие рекомендации о том, что стоит при­обрести в автомобильную аптечку.

  Часто возникают отказы в работе автомобиля из-за неисправностей системы питания. В двигатель не поступает топливо или нет искры.

  В системе зажигания наиболее часто выходят из строя и требуют замены: свечи зажигания (надо иметь исправный комплект); контакты прерывателя; «бегунок» распредели­теля и сам распределитель; конденсатор; коммутатор (осо­бенно для ВАЗ-2108, ВАЗ-2109); катушка зажигания; 1—2 высоковольтных провода.

  Для системы питания необходимо иметь: фильтр тонкой очистки (очень часто засоряется); ремонтный комплект для топливного насоса (туда обычно входят мембрана насоса и запасные клапаны с седлами); насадку на насос с тонким кончиком (для продувки жиклеров).

  В автомобилях ВАЗ-2101/07 с большим пробегом по­лезно иметь нижнюю шаровую опору. Конечно, для ее замены нужны определенные навыки, но при наличии запчасти вы можете рассчитывать на помощь коллег-во­дителей.

  Из деталей электрооборудования всегда пригодятся лампочки (для фар, указателей поворотов и стоп-сигна­лов), комплект предохранителей с пластмассовой основой, моток изоленты, запасной регулятор напряжения.Для колес стоит иметь запасную камеру, пару золот­ников, тюбик резинового клея и пару резиновых заплаток («варить» камеру надежней, но в дороге проще восполь­зоваться клеем). Для бескамерных шин берут пару вен­тилей в сборе и ремонтный набор. Теперь существуют и герметики, которые можно заливать прямо в камеру, так как они герметизируют прокол изнутри.

  Рекомендуют брать с собой термостат, так как он нередко выходит из строя и двигатель перегревается, а также запасной комплект ременных приводов.

  Из мелочей полезно иметь пару трубок: одну потол­ще — по диаметру подходящую для шлангов системы отопления, чтобы, к примеру, отключить печку, если потек краник отопителя, и другую потоньше — по диаметру подходящую для шлангов системы питания, чтобы вставить трубку вместо засорившегося фильтра. Для совершения этих операций нужно иметь набор хомутов различного диаметра, лучше с винтовым механизмом затяжки, а также коробку разного крепежа (винты, гайки и саморезы).

  Из технических жидкостей нужно возить с собой тосол (долить, если потекла система охлаждения), тормозную жидкость (на крайний случай, так как ее резкое убывание требует немедленного ремонта), моторное масло. Нелиш­ними будут герметик для системы охлаждения и аэрозоли типа «Унисма», которые помогут запустить «отсыревший» двигатель и справиться с неподатливыми гайками.

  И в конце — самое главное. Обязательно купите и всегда имейте в машине книгу об устройстве и техническом обслуживании вашего автомобиля.

  Неопытные автопутешественники обычно впадают в крайности: один едет на авось, надеясь на надежность машины, другой превращает ее в передвижной склад зап­частей. Опытный берет с собой то, без чего машину никак не заставишь работать. Бессмысленно возить в багажнике детали (даже важнейшие, например коленвал, поршни или вкладыши шатунов), если известно, что вы не сможете заменить их сами посреди поля.